Одной из наиболее наглядных моделей, показывающих типичную психологическую реакцию людей, сталкивающихся с изменениями, является матрица изменений, разработанная Деннисом Джафи (Dennis Jaffe) и Синтией Скотт (Cynthia Scott).
Модель представляет отношение людей к изменениям, как процесс, состоящий из четырех фаз:
- отрицание
- сопротивление
-разведка
-приверженность.
Прохождение сотрудников через эти психологические этапы восприятия изменений очень ярко прослеживается, например, в процессах слияния компаний, когда происходит объединение бизнеса и команд, трансформация процессов.
Кто-то практически сразу видит для себя новые возможности, открыт к изменениям, инициирует вхождение в состав проектного офиса трансформации, проявляет гибкость в отношении изменения процессов, дает рациональные предложения по тому, как можно сделать лучше, и принимает на себя ответственность за реализацию изменений.
Кто-то выжидает, формально и четко в поставленных рамках выполняя новые задачи.
А кто-то саботирует процесс, уклоняясь от предоставления информации, от выполнения задач, изначально почему-то предполагая, что «все равно меня сократят».
Предсказуемо, что именно те, кто ищет и видит новые возможности, действительно их получают, благодаря активной вовлеченности и вкладу в проект, демонстрации своих сильных сторон и приверженности.
Задача лидера на всех этапах изменений – помогать сотрудникам максимально эффективно и быстро пройти через стадии отрицания и сопротивления, при этом учитывая их потребность в получении информации, обсуждении, проявлении эмоций и получении обратной связи в отношении изменений.
Отсутствие внимания со стороны руководителя к тем психологическим процессам, которые происходят с командой, отсутствие поддержки, могут привести к тому, что часть сотрудников «зависнет» на этапах отрицания и сопротивления или не увидит для себя места в новом процессе на этапе разведки, и ценные сотрудники будут потеряны для компании. Потеряны как в прямом смысле – приняв решение о смене работодателя, так и косвенно – через потерю мотивации.
Перейти на новый уровень: потенциал executive коучинга
для развития лидеров
Как работа топ-менеджера с коучем отражается на бизнес-показателях
и почему все большее количество компаний выбирают executive коучинг
как инструмент развития лидеров