Одной из причин существующего недоверия к коучам на российском рынке является деятельность неквалифицированных специалистов, которые используют коучинг «как новую упаковку для старого товара», то есть предоставляют услуги с названием «коучинг», не имея теоретических и практических знаний в данной области, просто добавляя к своей деятельности приставку «коуч» (коуч по соцсетям, коуч по здоровому питанию и т.д.).
Естественно, используемые ими методы работы не имеют ничего общего с профессиональным коучингом, и клиент в итоге не получает ожидаемых результатов.
Добавляют путаницы в этот вопрос и СМИ, которые на фоне громких разбирательств с некоторыми блогерами и мотивационными ораторами, иногда называют их «коучами», хотя те не только не обладают образованием и соответствующей сертификацией в сфере коучинга, но даже никогда не позиционировали себя в качестве коуча.
Как выбрать действительно профессионального коуча?
1.Сертификация в профессиональных коучинговых организацияхТаких организаций существует несколько, одна из наиболее известных в мире – Международная Федерация Коучинга (ICF), на российском рынке, например, Национальная Федерация профессиональных менторов и коучей.
Наличие сертификации подтверждает во-первых, что у коуча есть профильное качественное образование в сфере коучинга; во-вторых, определенное количество часов практики; в-третьих, что коуч обладает набором необходимых профессиональных компетенций и работает в соответствии со стандартами коучинговой профессии (этика, конфиденциальность и т.д.), в четвертых, что коуч регулярно проходит повышение квалификации и менторинги для развития своих компетенций.
Чем выше уровень сертификации, тем опытнее коуч.
Например, Международная Федерация Коучинга выделяет 3 уровня сертификации:
- АСС - 100 подтвержденных часов практики
- РСС – 500 подтвержденных часов практики
- МСС – 2500 подтвержденных часов практики.
2. Членство в профессиональных коучинговых сообществахЭто не обязательное требование, но наличие членства подтверждает, что коуч регулярно проходит повышение квалификации, взаимодействует с коллегами в профессиональном сообществе, владеет информацией о новых трендах в профессии.
Кроме того, на сайтах этих организаций, как правило, есть список профессиональных коучей, являющихся членами соответствующей организации, что позволяет гарантированно выбрать коуча с необходимым образованием, опытом и сертификацией.
3. Поведение коуча на ознакомительной сессииКак правило на первой сессии профессиональный коуч предоставляет информацию о своем образовании и опыте, своей специализации, рассказывает о возможных форматах взаимодействия, подтверждается с клиентом, что его потребности и запрос лежат в сфере коучинга, а не других направлений (психологическое консультирование, менторинг и др.), подробно рассказывает о процессе и распределении ответственности за результат, делится примерами кейсов.
Гарантированный результат за 1 сессию – это скорее всего не про профессиональный коучинг